Нужно ли бить собаку?

Сергей Черников, зоопсихолог

   Многие владельцы собак часто задают мне один и тот же вопрос: "Можно и нужно ли бить собаку?" Естественно чаще всего, к сожалению, это оказываются владельцы отечественных пород: кавказских и среднеазиатских овчарок, а так же бойцовых: стаффордов и др. Ответить однозначно на этот вопрос очень сложно. Сказав, что "нет, не нужно и нельзя!", я естественно ошибусь, а, сказав, что "да, нужно и обязательно", я ошибусь еще больше. Поэтому, как правило, ответ оказывается один; "Собаку бить нельзя, на собаку нужно воздействовать". Под словом бить, скорее всего, можно подразумевать причинение собаке побоев, без какой либо цели: например, после того, как она кого-то укусила или чего-нибудь съела. А воздействие на собаку (пусть и болевое) подразумевает под собой цель, чтобы в другой раз она этого уже не сделала. И между этими двумя действиями хозяина существует огромнейшая принципиальная разница. Если второе действие можно еще как-то объяснить, то первое несет под собой исключительно эмоциональную основу, чаще всего от бессилия, а еще чаше от незнания не только обычных основ воспитания щенка, но и психологии собаки в целом. Вот купит такой нерадивый хозяин милого щеночка, наслушается во дворе "умных" советов от "собаководов" и начинается "воспитание" своего детища. Одни тычут носом щенка в его лужицы (хозяина бы так), другие из жалости даже не соизволят купить ему намордник, некоторые даже доходят до того, что натаскивают собаку сами на себя (где логика?). Никому и в голову не приходит мысль проконсультироваться с профессиональным инструктором-дрессировщиком. А ведь огромного количества ошибок можно было бы избежать.

И все - таки давайте поговорим о том, можно ли бить собаку или нет. Исходим из того, что у собак присутствует только элементарная рассудочная деятельность, можно сказать о том, что логическое мышление не присуще. Отчасти это выражается в том, что собака не может найти взаимосвязь между событиями, происходящими в разные периоды времени, т. е. находящимися на разных участках временной оси. Поэтому чтобы собака нашла взаимосвязь, два действия должны происходить почти одновременно или с очень малым интервалом времени. Например, если собака пытается залезть на кровать, то отрицательное воздействие (например, шлепок) должно быть именно в момент ее попытки, а еще лучше на уровне ее желания, т. е. когда собака еще только хочет это сделать. Вот тут следует коснуться структуры инстинктивного поведения псовых.

Большинство из типов поведения собаки относятся к разряду инстинктивных, т. е. подчиняются какому-либо инстинкту (пищевому, оборонительному или др.). Это поведение, в свою очередь состоит из двух фаз: фаза поисковая и фаза инстинктивная. Поисковая фаза характеризуется включением поисковой реакции собаки, например, она, ищет, где ей лечь спать, или ищет что поесть, или с кем подраться. Инстинктивная же уже характеризуется совершением этого действия, т. е. собака уже спит, или уже ест, или дерется. Эти две фазы можно увидеть почти что всегда.

Так вот - воздействие на собаку с последующим эффектом для обучения целесообразно только на поисковой фазе, т. е. на уровне ее желания, ее мысли.

Исходя из вышесказанного, наказание собаки за что-то, а чаще после чего-то, не будет иметь выраженного положительного эффекта для воспитания, зато может иметь огромный отрицательный. Самый распространенный пример состоит в том, что собаку наказывают после того, как она что-то съела, а потом подошла к хозяину, естественно на нее разозлившемуся. Так вот, господа собаководы, постарайтесь свои эмоции держать при себе, в противном случае вы долго и упорно будете ловить свое милое чадо по всему микрорайону, а учитывая, что у вас ноги две, а у собаки целых четыре, это, по-видимому, достаточно проблематично.

Еще раз повторю, что наказание само по себе не несет за собой нужного эффекта, зато его несет подкрепление какого либо действия, будь то положительное или отрицательное. Т. е. если собаку по вышеуказанной теории отучать подбирать корм с земли, а при подходе хвалить, то мы получим гораздо более выгодную модель ее поведения.

Но это речь шла о целесообразности наказания, а как же быть с избиением. Существует такое понятие, как стайная иерархия.

Я здесь не буду касаться стайной организации псовых, об этом можно прочитать в книгах, но хочется сказать о том, что собака в семье-стае должна находиться на самой низкой иерархической ступени. При этом она ни в коем разе, как многие об этом говорят, не будет закомплексована, наоборот, она будет себя чувствовать в своей тарелке. Т. е. у собаки есть хозяин, которого надо слушаться, который сам будет принимать нужные решения, но он же ее накормит и напоит и сделает лежбище. Остальных членов семьи-стаи тоже нужно слушаться, т. к. они сильнее и главнее меня. Однако именно эту семью-стаю собака успешно охраняет от чужих, поэтому речи о закомплексованности быть не может.

Так как же подчинить собаку, спустить ее на этот, нужный так всем, более низкий ранг. Естественно, следует начинать со щенячьего возраста, где еще легко можно этого добиться. Для этого и нужно знать о некоторых поведенческих реакциях собак. Во-первых, о том, что сука непослушных щенков берет зубами за шкирку и швыряет в сторону, или пригибает к земле; во-вторых, она просто детенышей кусает и обращается с ними довольно сурово. Вот именно так же должны поступать и вы, коли уж взяли на себя ее обязанности.

Щенку нужно обязательно определить строгие рамки поведения, т. е. есть там-то, спать там-то и т. д. Это уже ведет к подчинению собаки.

А как же быть уже с взрослой собакой, которая проявляет агрессию дома на хозяина или членов семьи. Такими жертвами чаще всего становятся дети и пожилые люди, поэтому если имеются те или другие, вообще следует пересмотреть еще раз целесообразность покупки большой собаки, и, тем более, кобеля.

И даже при такой агрессии к членам семьи нецелесообразно собаку просто бить, следует целенаправленно на нее воздействовать. Во-первых, подумайте о технике безопасности, т. е. обязательно на собаке должны быть надеты намордник и ошейник. Во-вторых, нужно начинать с минимума, беря за шкирку, заставляя принять позу подчинения. В-третьих, такие действия должны быть также после проявления собакой агрессии, можно и спровоцированной. В-четвертых, подчинение нужно доводить до самого конца, т. е. до полного прекращения рычания или признаков неповиновения. В-пятых, после этого ни в коем разе не следует отпускать собаку, а силой отвести на свое место.

Т. е. схема проста: надели на собаку намордник и ошейник, спровоцировали на агрессию, подавили ее и отвели собаку на место. Легко, не правда ли?! Таким образом, надо вычислить и проработать все ситуации, в которых любимое животное может проявить хоть малейшую агрессию. Примером провокаций может служить: отбирание любимого лакомства или игрушки, осмотр ушей, шерсти и зубов, другие ситуации.

Кстати, великолепное действие оказывает при правильном применении электроошейник. Но такую работу нужно проводить только со специалистом-кинологом.

Итак, постепенно мы и подошли к следующему выводу, что бить собаку нецелесообразно и негуманно, а следует на нее воздействовать, пусть даже и физически.

В заключении хотелось бы сказать о том, что не следует сразу усыплять или отдавать агрессивную собаку, т. к. почти в любом случае что-то можно сделать. А еще лучше избегать такого рода проблем, с самого раннего периода консультируясь с грамотным специалистом. Те же, кто еще не купил, но хочет купить собаку, еще тысячу раз подумайте о том, какой породы и пола вы хотите иметь четвероногого друга. И помните, что послушная и любимая собака - это полезное общение и удовольствие.

 

Черников Сергей Юрьевич, зоопсихолог, инструктор -дрессировщик, эксперт РКФ 

по рабочим качествам


г. Санкт-Петербург, Якович Ольга

 

тел.  8 921 983-07-40             

89219830740@mail.ru

 

Мы В Контакте -https://vk.com/id87575576